Эне-бене-раба!
Прочитанное.
Ян Потоцкий, "Рукопись, найденная в Сарагосе".
Начну с того, что это - роман конца 18-го века. И все странности той литературной эпохи представлены в нём в полном наборе. По форме это - смешение "Декамерона" Бокаччо, "Кентерберийских историй" Чосера, французских любовных романов и галантных куплетов того времени и, конечно, испанского плутовского романа, в котором позволено издеваться над чем угодно, вплоть до вероисповедания, кроме честного крестьянского труда.
Похоже, Потоцкий и издевается. Первые три главы вообще ощущение, что автор смеётся над читателем самым несносным образом. Ничегошеньки не понятно.
Весь роман написан от имени юного кавалера валлонской гвардии, который совершает путешествие, по пути встречает разных людей ипопадает влипает в истории. Люди по дороге рассказывают свои биографии так, что получаются сюжетные "матрёшки": цыган рассказывает о своей юности и кавалере Толедо, внутри рассказа - история кавалера Толедо, который также излагает историю знакомой дамы, которая заодно поведала историю своей тётушки, которая... Некоторые истории ограничены одним небольшим рассказом, некоторые тянутся из повествования в повествование, но не все имеют логический конец, что странно с точки зрения классического построения сюжета.
То, о чём эти люди говорят, нам, жителям России 21-го века, может показаться крайне странным. Понять, почему вопросы мужской чести (не путать с достоинством:о) решаются строго при помощи шпаги, отчего двойное убийство есть признак благородства и как получается, что приличная дама, дабы составить себе счастие, буквально "снимает" себе мужа, сидя на балконе над улицей, не просто. Зато национальный колорит и полная историческая достоверность - вплоть до имён предков Вечного Жида до седьмого колена. (Хотя, честно говоря, хотите читать о Вечном Жиде - читайте "Агасфера" Штефана Гейма.)
Но книга несомненно умна. Теософ найдёт там целую теорию научного деизма. Знаток философии порадуется огромному числу философских аллюзий - одного Локка там больше, чем запятых в "Войне и мире". Историка порадуют огромные гинеалогические выкладки - все испанские гранды с предками и потоками, плюс все конкистадоры. Математиков повеселят забавные попытки измерить весь мир и свести его к набору формул от тов. Веласкеса (хотя меня, если честно, страшно утомили четырёхстраничные рассуждения о том, как любовь относится к оси ординат при заданных экстремумах). Но назвать это Большой Литературой я бы не решилась. Скорее, литературный документ, в котором собраны все тенденции тогдашней прогрессивой мысли.
Так что оценка литературному произведению по личной тинковой 10-балльной шкале - 6. Из них два балла строго за старательность.
В то же время, книга заставляет задумываться. Очередной раз прихожу к выводу, что фраза "люди не меняются" применима только к персоналиям, а не человечеству в целом. Люди - меняются, и из века в век всё стремительнее. Читаешь романы 18-го века - они думали иначе, совсем иными категориями. Они иначе влюблялись и иначе любили. Они не спешили жить, судорожно хватаясь за время, как мы сейчас. У них совсем другие удовольствия и огорчения. Они вообще с другой планеты.
Ради того, чтобы ленно поэкстраполировать на тему "какие мы другие" книгу прочесть можно.
А ещё Потоцкий во многом разделяет моё понимание Бога. Но об этом - ни слова.
Ян Потоцкий, "Рукопись, найденная в Сарагосе".
Начну с того, что это - роман конца 18-го века. И все странности той литературной эпохи представлены в нём в полном наборе. По форме это - смешение "Декамерона" Бокаччо, "Кентерберийских историй" Чосера, французских любовных романов и галантных куплетов того времени и, конечно, испанского плутовского романа, в котором позволено издеваться над чем угодно, вплоть до вероисповедания, кроме честного крестьянского труда.
Похоже, Потоцкий и издевается. Первые три главы вообще ощущение, что автор смеётся над читателем самым несносным образом. Ничегошеньки не понятно.
Весь роман написан от имени юного кавалера валлонской гвардии, который совершает путешествие, по пути встречает разных людей и
То, о чём эти люди говорят, нам, жителям России 21-го века, может показаться крайне странным. Понять, почему вопросы мужской чести (не путать с достоинством:о) решаются строго при помощи шпаги, отчего двойное убийство есть признак благородства и как получается, что приличная дама, дабы составить себе счастие, буквально "снимает" себе мужа, сидя на балконе над улицей, не просто. Зато национальный колорит и полная историческая достоверность - вплоть до имён предков Вечного Жида до седьмого колена. (Хотя, честно говоря, хотите читать о Вечном Жиде - читайте "Агасфера" Штефана Гейма.)
Но книга несомненно умна. Теософ найдёт там целую теорию научного деизма. Знаток философии порадуется огромному числу философских аллюзий - одного Локка там больше, чем запятых в "Войне и мире". Историка порадуют огромные гинеалогические выкладки - все испанские гранды с предками и потоками, плюс все конкистадоры. Математиков повеселят забавные попытки измерить весь мир и свести его к набору формул от тов. Веласкеса (хотя меня, если честно, страшно утомили четырёхстраничные рассуждения о том, как любовь относится к оси ординат при заданных экстремумах). Но назвать это Большой Литературой я бы не решилась. Скорее, литературный документ, в котором собраны все тенденции тогдашней прогрессивой мысли.
Так что оценка литературному произведению по личной тинковой 10-балльной шкале - 6. Из них два балла строго за старательность.
В то же время, книга заставляет задумываться. Очередной раз прихожу к выводу, что фраза "люди не меняются" применима только к персоналиям, а не человечеству в целом. Люди - меняются, и из века в век всё стремительнее. Читаешь романы 18-го века - они думали иначе, совсем иными категориями. Они иначе влюблялись и иначе любили. Они не спешили жить, судорожно хватаясь за время, как мы сейчас. У них совсем другие удовольствия и огорчения. Они вообще с другой планеты.
Ради того, чтобы ленно поэкстраполировать на тему "какие мы другие" книгу прочесть можно.
А ещё Потоцкий во многом разделяет моё понимание Бога. Но об этом - ни слова.